11:55, 18.11.2012

Руководитель ансамбля «Сполохи» Марина Бондаренко: «Танцовщиков нужно выращивать с детства»

Самодеятельный ансамбль эстрадного танца «Сполохи» официально существует уже 25 лет - немыслимое для непрофессионального коллектива время. О том, кто сейчас занимается самодеятельностью, почему танцевать на корпоративах сложнее, чем на сцене, и сколько стоят танцевальные туфли, руководитель ансамбля Марина Бондаренко рассказала в интервью газете «Молодежь Севера».

ANT_8370.jpg

Фото Николая Антоновского

- Марина, что удерживает участников «Сполохов» вместе 25 лет?

- Наверное, дело в том, что ко мне обращаются взрослые люди, у меня всегда было очень мало детей. Буквально два набора приходили семиклассники, занимались до 10-11 класса и уходили. Взрослые же имеют и свободное время, и нереализованные детские возможности, и желание заниматься. Такие люди остаются в коллективе надолго. Девушки выходят замуж, рожают детей и все равно возвращаются, договариваются с мужьями, которые, конечно, бывают категорически против, выступают и получают от этого удовольствие. Поэтому мне интереснее работать со взрослыми. Хотя с детьми заниматься проще - они приходят на занятия, как на уроки, соблюдают дисциплину. А со взрослыми приходится учитывать и рабочие графики, и детей, и мужей.

- Часто меняется состав?

- Нет, как правило, девушки выходят замуж и через какое-то время возвращаются. Сейчас прямо к концерту вернулись две молодые мамочки - одна родила второго ребенка, вторая - пока первого. Еще одна вернулась только для одного номера, она выступала еще во втором составе ансамбля, то есть очень давно. Сейчас я смотрю в их глаза и понимаю, что эти участницы, вероятно, останутся в коллективе, и мне придется создавать еще одну группу, возрастную.

- Сколько всего сейчас танцует в «Сполохах»?

- Около 30 человек. В основном, массовость создают студенты, с которыми я занимаюсь. Но, к сожалению, мало кто остается в ансамбле, потому что среди них много иногородних.

- Коллектив чисто женский, а мальчики к вам танцевать приходят?

- Они появлялись у нас, некоторые даже задерживались на какое-то время. Их просто надо выращивать с раннего возраста. Мальчики, занимающиеся танцами, по-другому развиваются, организация, координация, растяжка и мышление у них другие. Из тех, кто занимается брейк-дансом, еще можно сделать танцоров, с остальными - сложнее. В нашем городе вообще сложно с танцующими мальчиками, упор всегда был только на бальные танцы, да и там всегда была нехватка партнеров. Это в Воркуте и Ухте танцевальная культура хорошо развита. А у нас город женский все-таки. Сейчас на один танец мы пригласили мальчика из «Театра огня Power of fire». Руководитель этого коллектива Елизавета Милюкова вышла из нашего ансамбля, мы часто с ней работаем, пересекаемся на различных мероприятиях, на мультифестивале «Ыбица» вместе выступали. Кстати, из того номера мы сделали 20-минутную программу, которую покажем на отчетном концерте.

ANT_8373.jpg

- А кто пишет вам новые программы?

- Сейчас никто. У нас есть номера, поставленные много лет назад. Я их по-новому компоную, разбавляю свежими идеями, чуть осовремениваю хореографию.

- Как часто удается выступать?

- Направленность нашего коллектива - шоу. Мне хочется яркости, красивых костюмов. А такие номера нам просто негде танцевать. То, что проходит на городских сценах, чаще всего в дневное время, а у меня в коллективе в основном люди работающие, им днем некогда танцевать. Теперь даже студенты стали приходить на занятия только по вечерам, им учеба, разумеется, важнее. Это во-первых. Во-вторых, мы очень долго зарабатывали сами на себя, поэтому все костюмы у нас очень легкие, не для выступлений на улице. В нынешнем году случился праздник - нас взяли в Центр досуга и кино «Октябрь», и сразу мы смогли заказать новые костюмы. Они теперь все наши афиши на себя берут. А городское управление культуры выделило деньги в честь нашего юбилея, так мы заказали себе зимние костюмы. Это своего рода полупальто, на которые можно надеть еще 5-6 легких костюмов, то есть использовать их для разных номеров.

- Сколько лет «Сполохи» существовали без такой государственной опеки?

- Очень долго. Мы начинали в ДК «Металлист», а после того, как он развалился, нас передали на баланс городскому управлению культуры. Мы там числились довольно долго. Занимались на сцене городской администрации, в хореографической школе, пока у них были свободные классы, даже на сцене войсковой части танцевали.

- Там же сцена крошечная, нет?

- Там огромный зал и большая сцена. Но в то время половина сцены была гнилая, накрытая фанерой, чтобы никто не провалился. Сейчас после ремонта стало хорошо, мы недавно там выступали, а самое главное - там всегда полный зал благодарной публики. Когда мы там занимались, а это было в 90-е годы, я потеряла большую часть коллектива - по городу ездить было сложно, автобусы ходили редко. Потом нас пустили на сцену «Октября», и так мы тут и остались.

ANT_8383.jpg

- Как зарабатывает непрофессиональный танцевальный коллектив?

- Взрослые коллективы еще могут зарабатывать - на корпоративах, больше вариантов нет. На республиканские и городские мероприятия, конечно, деньги выделяются, но разве это деньги... В детских коллективах уже после первого платного выступления, когда заработанное раздается детям на конфеты, начинаются вопросы: а деньги платить будут? Детки-то ведь на бесплатные выступления потом не очень охотно идут. А нас никто не обеспечивал долгое время, поэтому мы заработанное не раздавали. Я всегда своим девочкам рассказывала, что и куда пошло. Как только купили обувь, даже сильно сомневающиеся перестали задавать вопросы, потому что за свои деньги такие покупки совершаются редко. Самая скромная пара танцевальной обуви стоит около 4 тысяч рублей.

- Где проще выступать - на корпоративе или на сцене?

- Это очень разные вещи. По идее, если есть желание развивать коллектив, работать нужно везде. На сцене страшно: выплеск адреналина, зрителей много и не всегда видишь их глаза. На корпоративе же ты работаешь лицом к лицу, и это очень сложно. Когда публика вокруг, работать нужно для каждого. На сцене людей ты видишь только с одной стороны, есть моменты, когда и улыбку можно снять, выдохнуть.

- Вы сами танцевали?

- Я начала танцевать в «Сигудке», год протанцевала. Закончила училище по специальности «роспись по дереву», три года поработала и только потом пошла учиться в училище культуры. Все то время на общественных началах я вела наш коллектив. До этого вместе с девчонками, с которыми учились, мы пошли в «Металлист», в студию эстрадных танцев. Это было в начале 80-х. Сначала у нас был один педагог, потом мы нашли себе другого. Третьего искали очень долго, но тоже нашли. Четвертым уже стала я, потому что так и не смогли найти руководителя. Сначала просто занятия проводила, потом стала танцы ставить. Моим первым танцем, кстати, был тот самый канкан, костюмы для которого мы брали в музтеатре. Датой основания коллектива считается день, когда меня официально приняли на работу, до этого мы несколько лет существовали неофициально.

ANT_8377.jpg

- Зарплата руководителя самодеятельного коллектива вряд ли сильно привлекательна.

- Ну да. Не шикуем, но жить можно.

- Параллельную подработку не берете?

- Как же без этого. Сейчас со студентами в СыктГУ занимаюсь. Слава богу, родители живы, они помогают. За что люблю свою работу, так это за то, что отпуск всегда в июле-августе и утром на работу идти не надо.

- Что покажете на отчетном концерте?

- Программу «Метаморфозы» - смену образов, переходы из одного состояния в другое. Будет несколько номеров, которые нам и вовсе не характерны. Хочется посмотреть, как зритель отреагирует. Хореографически это не самые сложные номера, просто сделаны по-другому.

- Среди выходцев из «Сполохов» профессиональные танцовщики есть?

- Была девочка, которая танцевала после нас в «Варьете». Первое варьете у нас в Сыктывкаре работало в гостинице «Сыктывкар». Кстати, после них у нас осталось несколько профессиональных костюмов. Некоторые из этого коллектива потом в республиканской филармонии работали. Та девочка закончила училище, работала в школе №4, сейчас преподает танцы при немецкой национально-культурной автономии. Занималась у меня в свое время Вика Шереметьева, руководитель блестящего шоу-балета «Виктория». А Жанна Уварова была еще в «Металлисте». Какие у нее сейчас замечательные детки в коллективе - очень спортивные, пластичные. Обидно только, что когда вырастают, они куда-то исчезают. Видимо, в детстве натанцуются, а во взрослости уже другими делами занимаются.

2650

Комментарии (2)

Добавить комментарий
  • : )
    18 нояб. 2012 г., 12:00:40
    Ответить
    Who are...
    Выращивали бы с детства тех, кто "рукамиводить" в Большой стране...
  • Пенсионерка
    18 нояб. 2012 г., 18:20:23
    Ответить
    Очень замечательный ансамбль и танцуют отлично, не дождусь 24 ноября, чтобы снова посмотреть на их таланты. Браво, молодцы. Марина, творческих успехов.