Олег Бутман отыграл в Сыктывкаре на «кастрюле»
В Коми республиканской филармонии состоялась презентация нового альбома Олега Бутмана и Натальи Смирновой «Взлетная полоса». Музыканты, искренне верящие в то, что «джаз – это сама жизнь», по традиции приехали в компании именитых джазменов. Более того, благодаря им сыктывкарские меломаны смогли послушать вживую игру на уникальном карибском инструменте.
Фото Андрея Ретанова
Публика собиралась на концерт неспешно. За 15 минут до начала зал заполнился лишь наполовину. Впрочем, музыканты дали зрителям шанс реабилитироваться и сами не торопились выходить из-за кулис. К тому моменту, как Олег Бутман собственной персоной появился на подмостках, лишь 10-15 процентов зала зияло пустыми креслами.
Напомним, год назад, в октябре 2011 года, Олег Бутман приезжал в Сыктывкар. И тогда публика смогла познакомиться с удивительной певицей Полетт МакВильямс. На этот раз главным козырем программы был вовсе не вокал. Пожалуй, центральной фигурой вечера стал Леон «Фостер» Томас, уроженец республики Тринидад-и-Тобаго. Именно он играл на непонятном для местного зрителя инструменте, с виду похожем на металлический барабан. Небольшими палочками Леон Томас играл на чем-то, расположенном внутри барабана, и это что-то издавало удивительные звуки, напоминавшие звучание металлического ксилофона. Играя, музыкант будто колдовал, и в ответ на его магию рождались завораживающие мелодии.
- Это «steel pan», - представил музыкальный инструмент Олег Бутман. – В народе его еще называют «стальной кастрюлей». Мы обязательно вам о нем расскажем, но позже.
Публике оставалось только гадать, что же там внутри. Во втором отделении загадка была раскрыта. Изнутри «кастрюля» оказалась полой, однако внутренняя поверхность была не ровной, а будто выложена лепестками разной толщины.
- Лепестки – это ноты. На данном инструменте 29 нот, немало на самом деле, это почти три октавы, - прокомментировал Олег Бутман. – На такой «кастрюле» можно играть не только джаз, но и народную музыку, и даже классику.
В подтверждение слов маэстро Томас исполнил отрывок из «Полета шмеля» Римского-Корсакова, а затем сыграл «Очи черные».
Программа, представленная этим вечером в филармонии, была насыщенна и разнообразна. Музыканты исполнили пару композиций из нового альбома Олега и Натальи, а также авторские произведения Леона Томаса. Не обошлось и без джазовых стандартов: прозвучали «I Can Give You Anything But Love» Луи Армстронга и «In a Sentimental Mood» Дюка Эллингтона. Наталья Смирнова представила на суд зрителей свои первые авторские работы:
- Сама написала музыку и текст, сама вам сейчас и спою, - шутливо проанонсировала пианистка.
Песни на русском языке во время джазового концерта немного нервировали слух, было в них как будто что-то лишнее, неправильное, непривычное.
- Да, песни на русском звучат совсем иначе, - призналась Наталья нашему корреспонденту. – И после песен на английском слушающему, наверное, сложно перестроиться. Но это мои песни, и их услышала и прочувствовала именно так, по-русски. По-другому я их не представляю.
Музыкант также отметила звучание нового рояля, появившегося в филармонии этим летом. Наталья назвала его «большой удачей для концертного зала».
Также в концерте принял участие Эссиет Эссиет. Мастер точного ритма и вдумчивых импровизаций, как пишут о нем СМИ, играл то на бас-гитаре, то на контрабасе, выдавая периодически оригинальные и виртуозные соло.
В финале вечера прозвучал знаменитый «Караван», джазовый стандарт, созданный Дюком Эллингтоном в сотрудничестве с тромбонистом его оркестра Хуаном Тизолом. Композиция продолжалась более 10 минут – каждый из музыкантов радовал публику отменной импровизацией.
- Хитов бы побольше, - попросили зрители Олега Бутмана во время автограф-сессии.
- Хиты в джазе – понятие относительное, - усмехнулся барабанщик. – Есть ведь известная тема и кода к ней, все остальное – по сути, новое произведение, которое рождается прямо на ваших глазах. Эта импровизация и диалог инструментов – самое ценное, что есть в джазе.
Комментарии (10)
В те же 80-е и позже мы слушали (а вскоре и увидели на VHS) замечательного афро-американского исполнителя на стилпэне Отелло Мулинэ, который тогда активно играл с культовым музыкантом Джако Пасториусом (вплоть до его трагической смерти в 1987 году). Также, стилпэн использовала ещё с конца 70-х очень известная джаз-фьюжн группа (американская, конечно) Spyro Giro, записи которой взахлёб слушали все советские мало-мальски джазовые музыканты и любители западной (буржуазной) музыки джаз и фьюжн.