Муниципалов обяжут активизироваться в создании советов многоквартирных домов
Проблемам организации контроля в области ЖКХ было посвящено сегодняшнее заседание общественного совета республики по вопросам реализации жилищного законодательства. Во встрече участвовали представители надзорных, контролирующих органов, муниципалитетов и общественных организаций. После нескольких докладов стало ясно: контроль «хромает» на всех уровнях. Впрочем, были и положительные примеры, и анекдоты из жизни. Например, участники встречи узнали, за что управляющие компании могут брать с жильцов деньги.
Фото Николая Антоновского
Замминистра архитектуры Коми Александр Лучшев, открывая заседание, сообщил: анализ обращений граждан показал, что особенно много проблем в сфере управления многоквартирными домами. Больше всего люди недовольны качеством оказываемых услуг и начислениями.
Начальник департамента ЖКХ Марина Рудавина перечислила несколько «острых» моментов. Первый из них касается компетенции муниципалов. Поправки в законодательстве предписывают усилить государственный контроль в жилищной сфере не только на региональном, но и на местном уровне. Но специалистам в администрациях не хватает знаний в области жилищного законодательства. Чтобы восполнить этот пробел, организуются республиканские семинары, участие в которых для представителей органов местного самоуправления бесплатно, однако, немногие этой возможностью пользуются, что сказывается на количестве ошибок, допускаемых в повседневной работе. Например, последний семинар состоялся в середине ноября, но на него приехали специалисты администраций всего нескольких поселений из восьми районов и двух городов.
По словам Марины Рудавиной, еще одной проблемой является низкая активность жильцов в вопросах управления их домом, так как люди часто не знают, какие услуги должны предоставляться и что они вправе требовать. В соответствии с изменениями в Жилищном кодексе, в течение года собственники помещений многоквартирных домов, где еще не созданы ТСЖ, должны были до 17 июня этого года провести общие собрания и избрать совет многоквартирного дома и его председателя. Если такой совет не был создан в срок, местные администрации должны были провести собрание жильцов и инициировать подобную процедуру. По данным на 1 октября, советы созданы только в 705 домах из 8288. В ряде районов, и в частности в Воркуте, вообще не появилось ни одного совета. А именно эта общественная структура призвана контролировать исполнение решений собраний жильцов, защищать интересы последних, выступая посредником в отношениях с ресурсоснабжающими организациями и управляющими компаниями.
Заместитель начальника сыктывкарского управления ЖКХ Юрий Кынев тоже признал: 144 созданных на сегодня в столице Коми совета многоквартирных домов — это крайне мало. Причина такого «провала» в том, что собственников трудно созвать на собрания, часто решение принимается в заочной форме, а значит, без разъяснений. Между тем опыт советов показал: «накал страстей» в тех домах, где есть эти общественные структуры, уменьшился, чуть ли не вдвое, жильцы учатся разрешать спорные вопросы на уровне своего дома, не обращаясь в контролирующие органы.
Замруководителя государственной жилищной инспекции республики Любовь Доронина в своем докладе сообщила, что 80 процентов всех жалоб и обращений граждан касаются содержания и ремонта жилья, остальное — качества и объемов коммунальных услуг. За 10 месяцев этого года специалисты провели более двух тысяч выездных проверок, во время которых выявили около 58 тысяч нарушений правил эксплуатации жилого фонда. К административной ответственности привлечены все управляющие компании, в виде штрафов в бюджеты муниципалитетов вернулось почти четыре миллиона рублей. 49 дел направлено в суд.
Проверки информационной открытости показали, что собственных сайтов у управляющих компаний немного, в основном для размещения сведений используются сайты муниципалитетов. Компании «не любят» обнародовать бухгалтерский баланс и сведения о доходах, полученных за оказание услуг, о планах работ и расходах по каждому дому. Ни у одной компании нет планов по снижению расходов по оказываемым услугам. По словам замруководителя регионального управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей Елены Никифоровой, помимо того, что наниматели помещений часто не могут получить информацию о деятельности управляющих компаний, последние порой обманывают жильцов, собирая деньги за услуги, которые не были оказаны, заключают договоры, ущемляющие права потребителей, нарушают санитарные нормы.
Заявление в пику выступавшим сделал начальник управления прокуратуры республики Юрий Гудков. Он сослался на поручение президента, которым всем правоохранительным органам и органам власти предписано проводить совместные проверки законности использования финансовых ресурсов.
- Половина из 66 уголовных дел возбуждена по материалам прокурорских проверок. Только в четырех случаях нам помогла государственная жилищная инспекция. Из контролирующих органов республиканского и муниципального уровня не поступило ни одного материала, который мог бы послужить основанием для возбуждения уголовного дела. При этом объем средств в сфере ЖКХ огромен. Только по республиканским программам, связанным с переселением из ветхого и аварийного жилья, за последние четыре года прошло более 3,5 миллиарда рублей, объем средств, который собирается с населения, еще более значителен. Однако муниципальный контроль за распределением средств фактически отсутствует, - жестко начал Юрий Гудков.
По его словам, сотрудники прокуратуры постоянно сталкиваются с тем, что контроль со стороны муниципалитета часто сводится только к подписанию акта приемки выполненных работ. При перепроверке выясняется, что работы не выполнены. И подобные факты выявляются в массовом порядке. Начальник управления привел в качестве примера Троицко-Печорск, где в одном из домов якобы был проведен ремонт на сумму 1,3 миллиона рублей, а поводом для перечисления средств стал подписанный акт работ.
Юрий Гудков сослался на закон о прокуратуре, который, по его словам, нарушают специалисты контролирующих органов, министерств и администраций.
- В милиции и прокуратуре работают люди, имеющие только высшее юридическое образование. Чтобы проводить проверки обоснованности проведения капитальных ремонтов, использования средств, нужны знания в области финансов, строительства. Сотрудники прокуратуры вправе требовать выделения специалистов на проведение проверок, однако на деле наши требования игнорируются. Приходится упрашивать, чтобы министерства архитектуры или финансов, например, делегировали своего представителя для выезда в район. Или специалист выезжает, но заключение о проверке подписывать отказывается. У нас есть основания полагать, что совершено уголовное преступление, например, работы не выполнены, а сумму мы сами рассчитать не можем. За обращениями граждан должны следовать проверки. Если нет контроля, если ответственные лица чувствуют свою безнаказанность, получают деньги из воздуха (собрали деньги с населения, но ничего не сделали)... Конечно, таклегкожить, - закончил свою речь Юрий Гудков.
Александр Лучшев решил защитить честь министерства архитектуры, упрекнув прокуратуру в нерасторопности:
- У всех специалистов составлены недельные и месячные графики. От вас запрос приходит сегодня, а специалист нужен вчера, - выразил замминистра встречную претензию. - И заключение должны подписывать представители специального лицензированного органа, у наших специалистов таких полномочий нет.
Пожалуй, наиболее оптимистично на фоне остальных прозвучал доклад руководителя администрации Инты Павла Смирнова. Он привел несколько примеров организации работы, которые позволили изменить ситуацию с ЖКХ и управляющими компаниями в лучшую сторону. В частности, каждый сотрудник городского управления ЖКХ обязан каждое утро обходить закрепленный за ним район города, информацию о нарушениях сообщать оперативно в том числе и в управляющую компанию, а вечером того же дня контролировать исполнение.
- Это давалось очень тяжело, я «толкал» специалистов буквально каждый день, - признался сити-менеджер. - Но меры оказались очень эффективными, рекомендую коллегам.
Павел Смирнов рассказал, что в муниципалитете выявлены все злостные неплательщики среди жильцов, процедуру выселения должников сделали публичной, и это повлияло на снижение долга. Интинец также призвал глав администраций чаще проводить встречи с населением по проблемам обслуживания и содержания домов.
- Никакие листочки в подъездах, где все красиво расписано, не заменят личного приема руководителей администрации и управляющих компаний, - уверяет Смирнов. - Даешь за неделю объявление, приезжаешь в управляющую компанию, и люди на такие встречи идут. Однажды мне жильцы дома показали квитанции, за что с них берут деньги: пять раз в день влажная уборка почтовых ящиков. Кошмар просто. Руководитель управляющей компании при этом присутствовал. Вы улыбаетесь, он не улыбался, это якобы нормальное явление происходило в течение трех лет.
Вопросов участники общественного совета практически не задавали. Все разошлись с проектом решения, чтобы внести в него свои предложения в течение недели. В проекте среди прочего оговаривается поручение главам муниципалитетов завершить работу по проведению собраний жильцов домов и инициировать создание или ТСЖ, или советов многоквартирных домов. Местным властям рекомендовано организовать работу по созданию консультативно-методических кабинетов, куда люди могли бы обращаться за разъяснениями. Учебному центру минархстроя республики предстоит продумать возможность выездных семинаров для обучения специалистов на местах.
Комментарии (34)
Типа, "это не в нашей компетенции, Положение об Минархстрое почитайте". Интересно, они Гайзеру, Путину (который к ним адресует жалобы по ЖКХ) они так же отписывают: "Тов. Путин (Гайзер), Вы не по адресу обратились. Почитайте-ка наше Положение об Минархстрое". Хи-хикс...