Организаторов и участников ЕГЭ призвали повысить меру ответственности
Итоги государственной итоговой аттестации школьников и проблемы, связанные с ЕГЭ, обсудили сегодня участники коллегии министерства образования региона. Специалисты констатировали: результаты экзаменов в сравнении со средним баллом по стране ухудшились, растет число выпускников, которые не получили аттестат.
Фото Кирилла Затрутина
Вся первая часть коллегии ведомства была посвящена докладам о проблемах, связанных с проведением единого госэкзамена. В штатном режиме ЕГЭ проводится в республике с 2009 года. С каждым годом число сдающих экзамены снижается, это связано с «демографической ямой». Ухудшается статистика по полученным баллам на фоне российских показателей, по ряду предметов заметна тенденция к снижению качества подготовки выпускников. Но самая главная проблема, по словам начальника отдела общего образования министерства Ольги Мазановой, - это рост числа выпускников, не сдавших ЕГЭ (не набравших необходимое количество баллов по обязательным предметам) и не получивших аттестат.
В 2010 году таких было 157 человек, в прошлом году 161, в этом — 208 человек. Кроме того, есть и такие, кто не является на итоговую аттестацию, — в этом году их оказалось 19 человек. Между тем число не прошедших выпускное испытание — это показатель, который используется при оценке эффективности работы региональных органов власти и уровня образования в субъекте Федерации.
Как пояснила Ольга Мазанова, причин у этих проблем несколько. Одна из них в том, что на территории Коми должна быть создана система профильного обучения, то есть каждое образовательное учреждение должно выбрать тот набор предметов, по которым будет дополнительная или углубленная подготовка. Однако такую профильную подготовку проводят всего 40 процентов учреждений. Остальные работают по так называемому «универсальному» профилю.
- То есть профильной подготовки у нас нет, - констатирует специалист. - Дети, у которых есть возможность, ходят на дополнительные занятия, чтобы подготовиться к сдаче предметов «по выбору» для поступления в высшее или среднее специальное учебное заведение по выбранной специальности. У детей из сельских школ возможности брать дополнительные уроки нет, поэтому их результаты ниже. А ведь ЕГЭ должен был обеспечить всем равные права при поступлении.
По мнению Ольги Мазановой, выход из этой ситуации один: муниципальные органы управления образования обязаны обеспечить переход на профильное обучение всех учреждений. Чтобы дети и родители, ознакомившись с информацией о программах и уставах, могли выбрать нужный профиль. Если, например, ребенок планирует пойти в будущем в медицину, ему нужны химия и биология, соответственно, ему надо выбрать учреждение, где этим предметам уделяется больше внимания.
В качестве второй проблемы Ольга Мазанова назвала недостаток общественного контроля и публичности процесса проведения единого госэкзамена.
- Уже столько лет проводится ЕГЭ, а вопросов и сомнений, рассказов о том, как над детьми издеваются в пунктах проведения экзамена, становится все больше. Детей пугают ЕГЭ, а ведь это всего лишь форма итоговой аттестации, ничуть не страшнее любого другого экзамена. Один сказал одно, другой другое, третьему пересказали, в итоге информация искажается настолько, что превращается во что-то ужасное вроде фразы: «Вы никогда не сдадите единый государственный экзамен, из школы вас выгонят». Отсюда и те 19 человек, которые не пришли на ЕГЭ, — их просто запугали. Никто им не объяснил, что, если ребенок не сдал экзамен и не получил аттестат, если ему нет 18 лет, он может остаться на повторный год обучения в 11 классе, может поступить в учреждение профобразования, имея на руках аттестат об окончании 9 классов, а через год снова сдать ЕГЭ и получить аттестат, - попыталась опровергнуть часть слухов чиновник министерства.
Чтобы слухов было как можно меньше, уверены специалисты, надо широко использовать систему общественного наблюдения при проведении ЕГЭ. Эксперты настаивают на абсолютной прозрачности процедуры и на том, что методические службы в муниципалитетах должны своевременно и в полном объеме информировать учеников, их родителей и учителей о нововведениях, о требованиях к сдаче экзаменов, о недопустимых нарушениях и так далее. Такую же работу должно проводить само учреждение образования. Заканчивается цепочка ответственности на учителе, который непосредственно общается с детьми.
Чтобы устранить все проблемы, необходимо повысить меру ответственности всех лиц, привлекаемых к организации и проведению ЕГЭ, - считают чиновники министерства.
Министр образования Коми Владимир Шарков обратился ко всем присутствующим в зале с просьбой обратить внимание на нарушения: очередной единый госэкзамен уже не за горами.
Комментарии (20)
Например за действиями г. Задорожного
и г. Фурсенки, а теперь и еще одного г.
Ну и здесь на Шаркова никто не даст показаний, украдено поменьше. Да и не один он в обойме.
Может пора отменить результаты ЕГЭ как индикатор эффективности губернаторов. Ну, это так, глас с пустыню.
Дети не замотивированы на учёбу. Скорее бы уже возвратили средний балл по аттестату, старания было бы точно больше. Сделали тупость и проэксперементировав на детях, убедились, что фииигняя получилась.
Проверять надо ЕГЭ не так сурово, результат будет выше.
Из всего, что было сказано Мазановой, выудил одну дельную мысль, а именно: "Отсюда и те 19 человек, которые не пришли на ЕГЭ, — их просто запугали. Никто им не объяснил, что, если ребенок не сдал экзамен и не получил аттестат, если ему нет 18 лет, он может остаться на повторный год обучения в 11 классе, может поступить в учреждение профобразования, имея на руках аттестат об окончании 9 классов, а через год снова сдать ЕГЭ и получить аттестат". Отсюда вопрос: почему не объяснили, и кто должен был это сделать?
Ещё подумалось: развалили систему образования, а то, что осталось, продолжают загонять в какую-то яму. К чему идем?
http://clck.ru/48Cmo
(тепереь у нас в лидерах Карачаево-Черкесия - это любопытно!)